Роль системного архитектора в проекте разработки программного обеспечения имеет решающее значение для успеха проекта. Системный архитектор отвечает за создание высокоуровневого проекта системы, определение ее общей структуры и обеспечение бесперебойной совместной работы различных компонентов системы для достижения целей проекта.
Некоторые конкретные задачи, которые может взять на себя системный архитектор, включают:
Сбор требований: системный архитектор будет работать с заинтересованными сторонами для определения требований проекта, включая функциональные требования, требования к производительности и требования безопасности.
Проектирование архитектуры: после определения функциональных требований системный архитектор создаёт высокоуровневый проект системной архитектуры. Это потребует определения различных компонентов системы и того, как они будут взаимодействовать друг с другом.
Выбор технологий и инструментов. Архитектор системы также будет нести ответственность за выбор соответствующих технологий и инструментов для реализации системной архитектуры.
Сотрудничество с разработчиками. Архитектор системы будет тесно сотрудничать с разработчиками, чтобы убедиться, что система реализована правильно и что различные компоненты работают вместе без проблем.
Тестирование и устранение неполадок. Архитектор системы также будет участвовать в интеграционном тестировании и устранении неполадок системы, чтобы убедиться, что она работает правильно и соответствует требованиям проекта.
В целом системный архитектор отвечает за то, чтобы проект разработки программного обеспечения отвечал целям и задачам проекта. Опыт архитектора имеет решающее значение для успеха проекта со сложной бизнес-логикой.
Основные задачи разработки ИТ-стратегии
Трудности в начале пути Цифровой Трансформации. С чего начать?
Чтобы построить реализуемую стратегию, нужно четко представлять себе целевое состояние. Безусловно такие проблемы как нехватка кадров, недостаточное использование данных при принятии решений, подмена цифровой трансформации автоматизацией и цифровизацией, неготовность к неизбежным кардинальным изменениям и другие всем нам известны. Но есть и ряд других препятствий для трансформации. Они лежат в области синхронизации менеджмента разных уровней, общего целеполагания, коммуникации и внедряемых технологий.
Для описания целевого состояния недостаточно выдержек из имеющихся документов стратегического планирования т.к. они не охватывают все области ЦТ бизнес-модели. Опираясь на отдельные пункты стратегии инновационного развития, в попытках увязать ее с ИТ-стратегией вы получите высокую неопределенность и критические риски провалить цифровые инициативы.
Формирование целевого видения должно исходить из результатов анализа цифровизации вашей отрасли и ключевых игроков рынка (как в России так и за рубежом), результатов аудита цифровой зрелости вашей организации, объективного наличия цифровых компетенций у ваших сотрудников и общего уровня цифровой культуры в компании.
Во-первых вы должны четко уяснить стратегические направления развития. Видение бизнес-модели через год-два-три это уже половина успеха. Зная куда вы идете и каких результатов планируете добиться вам будет легче определяться и с уровнем цифровизации. Итак, уяснив глобальные цели на каждый год мы получаем целевое видение бизнес-модели в каждом из этих временных диапазонов. Теперь нам необходимо найти точки роста для каждого этапа. Точками роста я называю те скрытые возможности для роста, тот потенциал развития, который позволит реализовать только применение цифровых технологий. Другими словами, вы бы и без искусственного интеллекта достигли этой цели, но с ним гораздо быстрее и эффективнее.
Вот здесь и начинаются проблемы...
Проблема заключается в том, как связать "достигание" поставленных целей и внедрение информационных технологий.
Что поможет среднему бизнесу совершить цифровую трансформацию
Пандемия изменила приоритеты
В связи с пандемией компании наращивают инвестиции в технологии, чтобы решить проблемы в различных аспектах операционной деятельности, таких как кибербезопасность, привлечение клиентов и коммуникации. Но переход к цифровизации необязательно отражает отношение руководства к состоянию своего бизнеса.
По результатам опросов руководителей компаний о важности цифровизации
Кроме того, всего в 46% средних компаний заявили, что у них есть план цифрового развития, включенный в стратегию долгосрочного развития, а значит, у остальных фирм или нет четкого плана, или они не могут реализовать его в данный момент.
Уровень цифровой зрелости тоже отличается в зависимости от отрасли. Возьмем промышленность, которая является одним из крупнейших секторов среднего и крупного бизнеса и на которую приходится приблизительно 17% всех компаний мира. Руководители почти половины этих фирм обеспокоены тем, что они могут отстать в освоении нужных технологий, которые позволят им оставаться конкурентоспособными. Это важный показатель, так как дело не в применении новейших технологий производства и искусственного интеллекта на заводе: технологии затрагивают все аспекты бизнеса.
Большинство тревог, возникших в начале пандемии и касающихся неопределенности, непрерывности работы и оборотного капитала, улеглись, однако проблемы во взаимодействии с клиентами и коммуникациях с сотрудниками по-прежнему сохраняются. Почти в трети фирм среднего размера говорят, что перешли на цифровые внутренние коммуникации, а еще в 24% планируют это сделать в ближайшем будущем. Кроме того, 31% организаций постоянно использует технологии для работы с клиентами.
В сравнении с другими направлениями инвестиции бизнеса в цифровые инструменты и процессы за последние полтора года пострадали не так сильно, отчасти потому, что в них была особая необходимость. На самом деле компании даже наращивали эти инвестиции, так как видели в них способ достижения цели сделать работу в будущем более эффективной, прибыльной и продуктивной. И эти инвестиции окупились. Средние компании с ясной всесторонней цифровой концепцией, направляющей их стратегические решения, растут в среднем на 75% быстрее, чем их менее продвинутые конкуренты.
Выглядит впечатляюще, однако почти две трети руководителей также говорят, что из-за нехватки цифровых навыков у персонала они не могут действовать более активно.
Как руководителям следует решать эти проблемы? Вот структура, на которую могут ориентироваться компании среднего размера в процессе цифровой трансформации. По сути, любая компания осуществляет пять взаимосвязанных видов деятельности.
Работа с клиентами.
Руководители средних компаний говорят, что клиентский опыт, привлечение потенциальных клиентов и инструменты маркетинга в настоящее время являются тремя основными цифровыми приоритетами в работе с клиентами. Вот несколько лучших методов, позволяющих достичь прогресса в этих областях:
Работа с сотрудниками.
Поиск, привлечение и удержание подходящих специалистов представляет проблему для компаний среднего размера уже в течение нескольких лет. Особенно сложно найти потенциальных сотрудников с необходимыми цифровыми навыками. Чтобы решить эти проблемы, компаниям необходимо предпринять следующие шаги:
Применяя некоторые из вышеперечисленных методов, средние компании могут начать или ускорить собственную цифровую трансформацию и обеспечить себе будущий рост.